СЕКРЕТ ПОЛИШИНЕЛЯ.

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Автор Тема: Творчество на тему : "Сказка в контексте психоанализа" курсовая работа.  (Прочитано 17459 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

АннЛайнАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Благодарности 3003
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 985
Записан

АннЛайнАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Благодарности 3003
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 985

Похвалилась))) А нету! Не могу в эл. виде найти)))))))))))) sharynalob toska Был глюк в компе..ничего понять не могу(((((
Записан

АннЛайнАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Благодарности 3003
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 985

 rat Нашла, но черновик((( Теперь прикрепить не могу neznayu Блондинка(
Записан

Ева

  • Старейшина
  • **
  • Благодарности 6738
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2376
  • Благодарю

 Ты разбирайся спокойно,а мы  подождем! poseluy2 ulybka6
Записан

Olika

  • Алмазный Столп
  • *****
  • Благодарности 21612
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 19866
  • Сегодня самый лучший день! И так каждый день...

 prelest Анечка!!!!! Так радостно!!!!  poseluy2
Записан
Мои цветы ручной работы:Ярмарка Мастеров

И р а

  • Платиновый Столп
  • *
  • Благодарности 12266
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 6508
  • Всё есть
    • Эксклюзивные вязанные вещи

Ты разбирайся спокойно,а мы  подождем! poseluy2 ulybka6 poseluy2
Ага!  ulybka5  Подождём-подождём!  ulybka6  poseluy2
Записан

АннЛайнАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Благодарности 3003
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 985

                                    Введение
                                                                                                    «Взрослые иногда нуждаются в сказке
                                                                                      даже больше, чем дети».               
                                                                                                                                          Олег Рой.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

   Всегда трудно начинать  и рассказывать свое самое  сокровенное, то, что знают только самые близкие, но сейчас я учусь, а это значит,  мое окружение, коллеги и преподаватели - и есть  мои самые близкие. Я учусь рассказывать о себе, искренне и не стесняясь, тем самым я, учусь слушать себя и слышать, понимать свои мысли и  желания. Научившись слушать себя, легче  слушать других, не просто слышать, а чувствовать и понимать, что очень важно в моей начинающей деятельности психолога. Тема моей курсовой работы была выбрана не случайно, а из личного опыта, пять лет назад в кризисном 2009 году, я попала на прием к психотерапевту.  Передо мной сидела красивая молодая женщина, серьезная, строгая, чуть с надменным взглядом, некая «царевна – несмеяна», молниеносно  выдвинул мой мозг и наклеил ярлык, первого впечатления. Я сидела, опустив плечи, и защелкнув пальцы в замок, робко пыталась рассказать, как буквально полгода назад, я была успешной деловой женщиной, хорошей мамой, и любимой женой, но в один миг, весь мой мир рассыпался на части, которые на тот момент, уже никогда не соберутся воедино.                                                                                                                                                                         Это сейчас, я могу сказать спасибо кризису, спасибо совету директоров, спасибо мой гордыне, за заявление по собственному желанию, спасибо дочке и ее переходному возрасту,  спасибо телефону который утонул, спасибо мужу,  который терпел меня безликую и унылую.  А тогда, я никого не хотела видеть, слышать и тем более слушать, чьи либо советы, как мне жить дальше. Но в глубине души, где-то очень глубоко я ждала, ждала неизвестного героя, который придет и  одним взмахом своей волшебной палочки вернет мне все-то, что  у меня было, нет, он сделает лучше, чем было! Моим «спасителем» стала моя подруга, жаль,  у неё не было волшебной палочки, но был знакомый психотерапевт. Телефон психотерапевта торжественно был вручен мне в руки, я положила его в кошелек, и надолго забыла там. Шли дни, недели,  их сменяли месяцы, меня переполняла жалость к себе, весь день я ревела, а ночью смотрела любимые фильмы, с кружкой чая и конфетками. Но время «Х» пришло, инстинкт самосохранения сказал мне стоп, и когда в кошелке осталась только визитка с  телефоном  я позвонила по «красивому» номеру психотерапевту.
На первом приеме мы  официально познакомились, мне задавались вопросы, я отвечала, сейчас вспоминаю, как в  моих ответах преобладали шаблонные  нотки «продажника», как просчитывала диалог на три шага вперед и говорила с долей приукрашивания, не выражая собственных чувств, а лишь отвечала так, как намой взгляд, меня хотели услышать. Час пролетел быстро, и что было удивительно для меня, мне человеку который заплатил за прием деньги, задали еще и домашнее задание. Ни одной фразы, что мне делать дальше - я не услышала, перед глазами была только спокойная улыбка, которая раздражала, и конечные фразы: « Просьбы, предложения, замечания. С чем уходите?». С домашним заданием…. Домашнее задание, на мой взгляд, было вообще безумное! Написать пять воспоминаний из детства, и прочитать любую сказку, которая первая попадется под руку. Ну вот, думала я, у меня тут карьерный кризис, а я буду впадать в детство, сказки читать. Не пойду больше. Но, пошла,  и прочитала не одну сказку, а более пятидесяти,  еще и сама сочиняла. Вот так я познакомилась со сказкой в психоанализе. Я благодарю тот день и себя за смелость, что переступив через   свою гордыню, я пришла на второй прием к замечательному специалисту, который помог мне увидеть  себя, свою проблему, Мир,  другими глазами.
                Работа со сказкой  в контексте  психоанализа, довольно новое  перспективное направление в психологии, с большим историческим наследием. Если оттолкнуться именно от ключевого слова психоанализ, то сразу можно понять, кто первый сопоставил сказку с психическим процессами человеческой жизни, и открыл  символическую природу сказки, естественно, это Зигмунд Фрейд.  Но и до Фрейда, сказке отводилась особая роль путеводителя ребенка во взрослую жизнь, сказка несла в себе воспитательный и  обучающий инструмент бытия, передавая информацию поколений.   К изучению сказки,  в своей деятельности обращались многие ученые теоретики и практики: Карл Юнг, Эрик Эриксон,  Эрих Фромм, Эрик Берн, Мария-Луиза фон Франц, Абрахам Маслоу, Ханс Дикманн, Отто Ранк, Карл Роджерс, Джозефом Кемпбелл и другие. Но  материала по данной теме явно не достаточно, нет единого подхода и систематизации к применению сказки в психологии и психиатрии.  В России большой интерес сказки уделял Александр Николаевич Афонасьев, но его работы больше несут в себе исторический и  филологический анализ языка  фольклора. В Советский период исследованием сказки занимался  Владимир Яковлевич Пропп, который разработал основы структурного анализа сказки. В его работах «Морфология сказки» и «Исторические корни волшебной сказки»  не смотря на филолого - фольклорный анализ, есть напоминания о тотемных ритуалах инициации, связь сказки со сном, что напрямую связано с  психоанализом. В настоящее время в России организационными, технологическими и методическими вопросами работы со сказкой занимается преимущественно Санкт-Петербургский Институт сказкотерапии,  под руководством Татьяны Дмитриевны Зинкевич-Евстегнеевой, но могу отметить, что работа со сказкой в сказкотерапии, происходит не в контексте классического психоанализа, а собирает себе весь спектр психологических школ.   В подготовке были также рассмотрены  практические материалы Дмитрия Соколова,   Андрея Гнездилова, Ирины Семеновой, Татьяны Грабенко - это   психологи практики, которые не только работают со сказкой, но и сочиняют и издают серии сказок, благодаря которым, работа со сказкой настолько популярна и востребована.
    Считаю данную тему моей курсовой работы актуальной и перспективной, так как   социально-терапевтические и психолого-коррекционные возможности сказки остаются еще недостаточно изученными. Работа со сказкой, может проводиться в контексте психоаналитического разбора, а так же  в  различных направлениях практической деятельности психолога, не зависимо от возрастного и гендерного различия клиента, что еще раз подтверждает  широту и актуальность данной темы.
Объект исследования: сказка с позиции психоанализа.
Предмет исследования: особенности психоаналитического подхода к сказке.
Цель исследования: выявить специфические особенности психоаналитического подхода к сказке в сравнении с другими подходами (на примере трансактного анализа)
Задачи исследования:
1)   Рассмотреть сказку как объект исследования  в психоанализе.
2)   Проанализировать особенности использования сказки как метода психотерапии в психоанализе.
3)   Дать сравнительный анализ особенностей подхода к сказке в психоанализе и трансактном анализе.
Гипотеза исследования: психоаналитический подход к сказке имеет специфические особенности, которые обнаруживаются при сравнении данного подхода с трансактным анализом сказки.
В работе были использованы следующие методы;
- метод анализа литературы по теме исследования;
- методы психодиагностики (наблюдение, опрос);
- методы самоанализа.
Записан

АннЛайнАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Благодарности 3003
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 985

I глава. Сказка как объект исследования в психоанализе.

  1.Сказка как поле для проекций бессознательных                 импульсов в символической форме.
       Объект моего  исследования сказка с позиции психоанализа. Сразу назревает вопрос, как же может быть связана сказка с психическим?  Психика – есть душа,  психоанализ – анализ души.  Что тут общего? Мое первое  образование было педагогическое.  И я помню, как мне было интересно работать со сказкой на уроках чтения с детьми. Слушать детские рассуждения о добре и зле, описание сказочных героев, выявлять мотивы поведения героя, переживать страшные моменты  и вместе радоваться справедливому счастливому  концу, где всегда добро побеждает зло. Чем же для нас является сказка?  Не углубляюсь в понятийные термины, хочу сформулировать, что  же для меня значит сказка. Сказка – это слово,  мудрость, волшебство и фантазия, это стойкие образы главных героев, которых мы несем с собой всю жизнь, это мечта или сценарий, который хочется прожить по своему, и ощутить весь спектр переживаний героя. Через сказку, человечество передает весь свой накопленный  опыт, мудрость, доброту и  чувства, бытийные понятия, житейский опыт взаимодействия в семье, сопоставление добра и зла, коварства и простоты,  любви и ненависти, жизни и смерти. Сказка – это древнейший способ общения и передачи знаний, культуры народа используемый с незапамятных времен. Сколько существует на Земле человечество, столько и лет сказки, сказка не может умереть, она лишь может на время  забыться, но обязательно возродиться, через нового рассказчика, он вселит в нее новую жизнь, возможно новую интерпретацию или нового героя, но зерно сказки обязательно сохранится, оно передается генетической памятью из поколения в поколение. Можно сказать, что сказка – это суть народа, история его коллективного бессознательного, ведь именно народные сказки мы начитаем читать детям, уже на первом году жизни,  и совсем не задумываемся, почему мы это делаем. Все просто, мы передаем историю поведения, историю смысла бытия, историю познания и решения, простых жизненно важных действий. До XVII, сказка существовала, как устное народное творчество, лишь после,  сказки стали записывать, большинство популярных самых старых сказок, было записано Шарль Перро во Франции и братьями Гримм в Германии, в дальнейшем сказка, обретает авторский характер, в этом случае народное творчество обретает смысловой подтекст автора, переписывающий данную сказку. Как  же трактуется сказка научно?
      Читая значение слова «сказка» на разных языках мира, я по-новому увидела смысл этого слова, его трактовку и связь с психологическими особенностями народа. На русском, до XVII века «сказка» и «баснь» едины по значению,  «баять» - сказывать, рассказывать, а вот «сказка» - это писаное слово имеющие силу документа. Корень «каз» - сказать, указать, наказать. По сербски «казати»-говорить, а по чешски –показывать. Интересная трактовка на украинском «байка», «казка» - повествование, вымысел не достойный доверия. На немецком «мarchen» - маленький интересный рассказ или «fabulieren» - рассказывать с привиранием. На французском - «conte populaire» - народный рассказ, «conte de fees» - рассказ о феях. На языках наших предков, например  девнегреческом - «сказка» равна «мифу», на латинском «fabula» - сюжет, предмет повествования, рассказ, сказка и басня. Исходя из прочитанного, можно резюмировать, что на всех языках трактовка сказки очень близка, отличились лишь украинцы и немцы, которые констатируют о ложности информации в сказке. Неспроста, есть всем знакомая пословица: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».  Какая бы ложь, не была в сказке, она несет, свой урок, молодому поколению.


В словаре С.И.Ожегова трактовка такова:
СКАЗКА 1. Повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
2. Выдумка, ложь (разговорный).
 3. Сказка. То же, что чудо (разговорный).
Сказка – это жанр литературного творчества с установкой на вымысел. Сказка  может быть как устной, так и письменной. Главной особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Сказки бывают авторскими, сочиненные автором, и народные, сочиненные многими людьми. Данное определение сказки дается на уроках чтения в начальной школе, довольно самое емкое и понятное.
      Знакомясь с работой Владимира Яковлевича Пропп «Морфология сказки», я с удивлением поняла, что практических изменений в классификации и определении сказки с начало прошлого века не произошло. «Итак, дело не в количестве материала. Дело в ином: в методах изучения. В то время, как физико-математические науки обладают стройной классификацией, единой терминологией, принятой специальными съездами, методикой, совершенствовавшейся преемственностью от учителей к ученикам, у нас всего этого нет. Пестрота и красочное многообразие сказочного материала приводят к тому, что четкость, точность в постановке и решении вопросов достигается лишь с большой трудностью». [23,с.11.] Данные стоки, навели меня на первый инсайт, что сказка очень схожа с наукой о душе - психологией. В психологии происходит слияние  объекта и субъекта познания, в итоге психологический факт зависит от его интерпретации исследователем и может зависеть от его понимания испытуемым. Аналогично и в сказке, сколько рассказчиков, столько и разных сказок, у каждого своя интерпретация, свой мотив повествования, выделение главного и второстепенного подтекста, а слушатель, внимая информацию, приходит к личным умозаключениям, исходя из своих личных эмоциональных переживаний на данный момент.  Не просто же первые сведенья о психике  человека, пришли из древних мифов. Представление о душе существовали уже в древние времена, они возникли в системе первобытных верований людей, передавались из уст в уста, затем письменно. Сказки, первоначально носили описательный характер действий общины, рода лишь затем,  религиозный и мифический характер. Художественное  народное творчество – мифы, песни, былины, сказания, Библия  и есть прародители современной сказки. Из этого следует, что описание  эмоционального состояния человека, его действий, суждений, в жизненных ситуациях,  имела как описательный, так и обучающий характер для составителей и тех, кому предназначена данная информация.     Подтверждение данной мысли, я получила из определения знакомого, который поинтересовался темой моей курсовой работы, констатировал: "Сказка - состоит из двух слов старославянских: "сказ"- сказание или рассказ и "ка"- дух, время». Это определение  было у него из детства, а то и когда сказал, он не помнит. Данного определения, я нигде не нашла. Но оно мне очень импонирует. Сказание времени, сказание души- то есть передача информации, из одного времени в другое, передача наследия поколений.
Рассмотрим подробнее сказку в контексте  психоанализа.
ПСИХОАНАЛИЗ (англ. psychoanalysis) — направление в психологии, основанное австрийским психиатром и психологом З. Фрейдом в конце XIX — 1-й трети XX в.
Психоанализ, первоначально возник как метод изучения и лечения истерических неврозов. Результаты психотерапевтической практики, а также анализ различных явлений нормальной психической жизни — сновидений, ошибочных действий, остроумия — были проинтерпретированы Фрейдом как результат действия общих психологических механизмов. Эти представления составили психологическое учение, в центре которого находятся бессознательные психические процессы и мотивация.
Записан

АннЛайнАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Благодарности 3003
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 985

Нам известно, что одна из важнейших концепций фрейдовского психоанализа - Комплекс Эдипа. Надо полагать, что на создание данной концепции Фрейда, повлиял миф, который он смог сопоставить и проанализировать со своими детскими воспоминаниями, любви к матери с одной стороны и  неприязни к отцу с другой. Если считать, что миф равен сказки, из этимологического определения слова сказка, по – древнегречески, можно утверждать, что на великое открытие Фрейда подвигла сказка.
          «Концепция Комплекса  Эдипа, не только отсылает к античному миру об Эдипе, но и сама, как и многие другие концепции психоанализа, в определенной степени является мифом. Мифологичность означает не ложность, но символически-аллегорическую форму выражения идеи, обычно для науки нехарактерную. Именно в виде мифа Комплекс Эдипа вошел в контекст западной культуры». [25,с.206.]
     Психоанализ, первоначально возник как метод изучения и лечения истерических неврозов.  Изучения и лечения, тут я  вспоминала,  себя маленькую, как мама или бабушка, останавливала, мой плачь, или бурные подвижные игры словами: «Пойдем, успокойся, я тебе сказку расскажу». Возможно, я сравниваю не сопоставимое, но в том и другом случае имеются одинаковые внешние реакции: громкий крик, плач, мнимые обмороки, выразительные жесты по поводу незначительных, в действительности мало волнующих истерика событий, стремление любым способом привлечь к себе внимание.  Да, точно так, же и я поступала со своей дочкой, данная фраза действовала на нее гипнотически, она сразу несла ее любимую книжку сказок. Сказка, является тут «методом»  успокоения, лечения повышенной возбудимости ребенка, успокоение  идет через повествование, через слово. А как же мы, сочиняем сказки детям, в такой момент, мы говорим все то, что первым приходит к нам на ум, выдумываем героя, сюжет, который взят из личного опыта рассказчика или ребенка, он повествовательный или поучительный, скорее всего  бессознательный. Бессознательный импульс, с которого мы начинаем нашу сказку, рано или поздно проявляется в  осознанном символе, который передается через слово, и проявляет наше внутреннее бессознательное, через сказку. Сказка рассказывается, эффект воздействия достигнут, ребенок затихает, начинает вслушиваться и представлять, переживать за героя, и иногда вносить свои, интерпретации и добавлять новых героев, воображая в картинках происходящее. В это момент мы - сказочники, смогли,  проговорит и вытащить свое бессознательное, то,  что нас волнует, то,  что  старательно прячем его у себя в душе за семью замками.
 Скорее всего, точно так же и сочиняли сказки наши предки, через слово, они выражали свое внутреннее состояние, душевные переживания, описывали свой опыт бытия, процесс познания окружающего мира, тем самым, удовлетворяли свой творческий потенциал.  Сочинение сказки, можно сопоставить с Фрейдовской идеей свободных ассоциаций. Когда на приеме у психоаналитика,  пациент  воспроизводит  те воспоминания, которые на данный момент рождаются у него в мыслях. Пациенту нужно просто  совершенно свободно говорить, об этом не прерывая поток мыслей и не стесняясь выражать любую мысль, даже если она не приятна. Читая сборник    «Русских заветных сказок» Афанасьева, еще раз понимаешь связь сказки и психоанализом, вот он пансексуализм Фрейда,  скрытые сексуальные желания, излагаются «методом свободных ассоциаций», а иначе простым народным языком, сразу приходит на ум, поговорка:  «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». Народ пил, всегда, тем боле на праздники, праздник, это радость душе.  «Дайте мне своей душеньки - праздник устроить», то есть дайте выпить, чтобы душа отдохнула.  О том, как отдыхала душа, или рассказы о житье – бытье души, и молвились в период застолья, а самые интересные из них уже передавались после  на трезвый ум.  Песни, частушки, пословицы - так же яркий пример  отражение психического  бессознательного народа. Душа – отдыхает, а язык в это время, выдает все то, что не сказать в трезвом уме. Вот так и  рождается сказка!
        По мне мнению Фрейда, по своей основе сказки и мифы не отличаются от сновидений и используют сходный язык символов. Сновидение человека, по его мнению, это скрытые желания, т.е  галлюцинаторное исполнение желаний. «Я хочу также  обратить ваше внимание на то, что при анализе снов мы нашли, что бессознательное пользуется, особенно для изображения сексуальных комплексов, определенною символикой, которая частью индивидуально различна, частью же вполне типична, которая по – видимому, совпадает с той символикой,  которую пользуются наши  мифы и сказки. Нет ничего невозможного в том, что эти поэтические создания народов могут быть объяснены с помощью снов». [1,с.254.]  В моем понимании, через сон происходит реализация желания, когда человек просыпается, происходит обработка мысли и  дальнейшее осознание, затем, выявление скрытого смысла, запоминание определенного образа, символа. Чаще всего, мы забываем весь сюжет сна, но на долгие годы, у нас остается образ или символ, увиденного, который сопоставим с реальностью нашей жизни, стоит увидеть подобное, организм тут - же дает реакцию, которую испытывал человек при пробуждении: страх, спокойствие, сомнение, радость или эйфорию. Фраза Фрейда:  «Функция сновидений - оберегать  сон». Напрямую связана, с функцией сказки – оберегать жизнь! Сказка – это некий сказ, про нелегкую жизнь, и то, как можно ее избежать, не совершить ошибки или исправить их. Некий шаблон поведения, проекция действий, надежды, на хороший конец, но в то - же время в каждой сказке есть зашифрованная мудрость, концептуальный, символический смысл, который необходимо раскрыть, лишь он несет все самое интересное и главное. Анализируя сон или сказку, через символ, мы понимаем контекст бессознательного, которое от нас скрыто.
          Более широко, к проблеме исследования символов, подошел Карл Густав Юнг. В книге «Человек и его символы»,  Юнг на основе своих исследований предлагает собственную схему строения человеческой психики, трактовку символов и архетипов. Материалом исследований для Юнга, были, прежде всего, собственная психика, ее чудеса и тайны, сновидения, фантазии, видения. У Юнга трактовка символа очень широка, я не смогла даже сгруппировать определение, в моем понимании, символ у Юнга  чаще всего это предмет или животное, который позволяет представить внутреннее содержание, непредставимое каким-либо иным способом повествования. «В сказках душа высказывается о себе самой, а архетипы обнаруживаются в своей естественной сыгранности. Архетип духа, то есть старик, всегда возникает там, где герой пребывает в безнадежной отчаянной ситуации, из которой его могут вызволить только основательное размышление или счастливый случай, то есть духовная функция, являющаяся в форме персонифицированной мысли, а именно в образе приносящего совет и оказывающего помощь старика. Архетип имеет еще один особенный способ его проявления - животная форма. Животный облик указывает на то, что обсуждаемые содержания и функции пребывают во вне человеческой области, то есть по ту сторону человеческого сознания». [26, аудиокнига]
        У Эрика Фрома совсем другой взгляд, на символ, в книге «Забытый язык», основываясь на работах Фрейда, он более широко подходит к понятию символа. И выделяет три типа символов: условные, случайные и универсальные Условные – наиболее известный тип символов, поскольку мы используем их в повседневной жизни, это предмет и слово, которое его обозначает. Случайные – прямая противоположность условному символу, хотя у них есть одно общее: отсутствие внутренней связи между символом  и тем, что он символизирует. Это реакция на предмет и состоянием, настроением на данный момент, чаще всего не имеющая связи. Универсальные символы – это такие символы, в которых между символом и тем, что он обозначает, есть внутренняя связь. Ты как огонь. Это передача или отражение внутреннего, эмоционального  состояния, через предмет или действие.   «Что такое символ? Символ часто определяют как «нечто, служащее обозначением чего-то другого». Это определение кажется довольно не удачным, но тем не менее оно приемлемо, если речь идет о символах, связанных с ощущениями: зрительными и слуховыми, обонятельными, осязательными, обозначающими «нечто», выражающее наше внутреннее состояние, чувство или мысль. Такой символ - это нечто, находящиеся вне нас  и символизирующее нечто в нутрии нас. Язык символов – это язык, в котором внешний мир есть символ внутреннего мира. Символ души и разума». [2,с.21.]
          Все  сказанное, позволяет сделать вывод, что сказка является полем, основой, для проекции бессознательных импульсов в символической форме.  Одновременно я пришла к выводу, что  не  возможно придти к единой трактовки символов, каждый описывает символ, на основе собственного психического опыта. Нет правильной и неправильной трактовки, есть словарь символов, но каждый, кто его читает, увидит лишь то значение, которое актуально на данный момент прочтения.  Итог можно подвести словами Эриха Фромма: «Язык символов - это такой язык, с помощью которого внутренние переживания, чувства и мысли приобретают форму явственно осязаемых событий внешнего мира. Это язык, логика которого отлична от той, по чьим законам мы живем в дневное время; логика в которой главенствующий категориями являются не время и пространство, а интенсивность и  ассоциативность. Это единственный универсальный язык, изобретенный человеком, единый для всех культур во всей истории. Это единый язык со своей собственной грамматикой и синтаксисом, который нужно понимать, если хочешь понять смысл мифов, сказок и снов». [2,с.16.]
Записан

АннЛайнАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Благодарности 3003
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 985

2.Роль сказки в самопознании и развитии личности.

                 На всех этапах жизненного пути, человек ищет себя, идентифицирует, изучает свое собственное пространство «внутренний мир». У каждого из нас он свой, он разный, как нет на земле одинаковой снежинки в полете, так и нет одинаковых людей. Мы все разные, но есть в нас, что - то общее, это этапы прохождения жизненного пути, этапы взросления и становления личности, на которых происходят одни и те, же процессы. Человек родился - новорожденный, до определенного времени он единое с мамой, затем происходит освобождение от матери, самостоятельность,  переживает кризис «трех лет» - детство, период негодования и упрямства - подросток, затем пробуждение сексуальности и потребность во взаимоотношениях с другим полом в период полового созревания - юность. Затем кризис среднего возраста,  преодоление, что молодым ты уже не станешь, но жизнь продолжается и вот ты уже на пороге глубокой зрелости, приближение к смерти, переход в мир иной.  Рассмотрим, более подробно, влияние сказки на каждом этапе становления личности.
     «Психоаналитическая теория развития личности основывается на двух предпосылках. Первая генетическая предпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден в том, что основной фундамент личности индивидуума закладывается в очень раннем возрасте, до пяти лет. Вторая предпосылка состоит в том, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадий, коренящихся в инстинктивных процессах организма». [10,с.118.]  Анализируя данные предпосылки, можно смело утверждать, что если фундамент личности закладывается до 5 лет, и именно в этот период, познание  мира ребенка мира  идет через прочитанную ему сказку, в данный период ребенок - слушатель, сказки, которые читают родители детям, прямопропорционально влияют на самопознание, становление и  формирование личности. Приступим к рассмотрению  основных психоаналитических периодов и влияние сказки на формирование, и развитие личности.

     Оральная стадия от 0 до 18 месяцев. Выживание младенца, зависит от тех, кто о нем заботиться. Зависимость для него - единственный способ получения инстинктивного удовлетворения. Либидо в области рта, связано с удовлетворением физических потребностей и с приятными ощущениями. Яков Обухов  в статье «Психоанализ сказки и символдрама»,  очень хорошо показывает, на каждом  этапе взросления сказка способствует формированию зрелой личности и выработки адекватных механизмов защиты. Для меня было большим открытием, что психические последствия травмы рождения и страха быть «пожранным матерью», помогают проработать сказки  «Колобок», «Теремок», «Репка», это именно те сказки, которые мы читаем первыми нашим детям.  Скорей всего мне необходимо будет разобраться со словосочетанием «пожранным матерью», более детально.
   В моем понимании, это возможность как дать жизнь ребенку, так и забрать ее. Фраза, которую я неоднократно слышала в детстве « Я тебя породила, я тебя и убью», лишь сейчас кажется мне чудовищной, в детстве я не предавала ей никакого значения, думая, что это «поговорка» приемлема, по отношению ко всем детям. Именно в этих славах и есть весь смысл «пожирания». Мать может дать жизнь, а может прервать ее абортом, это на физическом уровне, а на духовном не пройдя сепарацию с ребенком, она как паразит будет, пожирать жизнь своего ребенка, не понимая этого. Впрочем, ребенок первого года жизни, проходит оральную фазу, постигая мир через рот, он ест мать, возможно и в понимании малого дитя, мама тоже может съесть его?! Сказка «Репка» помогает смягчить переживания сепарации от матери, прочувствовать тяжелый разрыв, и благополучный конец.  Проходя отделение от матери, ребенок и мать встают на ступеньку равных индивидов не зависимых паразитарно - психически друг от друга. Как увидеть что, что  годовалый ребенок может понять сказку? Только смотря на маму. Скорее всего, в этот период важен эмоциональный настрой мамы, ее состояние, голос, тембр, мимика, который ребенок ощущает при общении. Этот период начало сказки, которая  приходит к ребенку через колыбельную, потешки- прибаутки, пествовалки.
Если ребенок получает фрустрацию на орально-пассивной стадии, когда всасывание и глотание, являются способом получения удовлетворения, взрослый будет  ждать от мира материнского отношения, поощрения, заботы и одобрения. Формируются качества личности как: доверчивость, пассивность, незрелость, чрезмерная зависимость от других.
Орально-агрессивный   или орально-садистический  период связан с  кусанием и жеванием. Фрустрация, в этом периоде, связана с отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Формируется любовь к спорам, саркастическое «подкусывание», пессимизм и цинизм, стремление «вырвать» нужное, доминировать в отношениях.
      Анальная стадия возраст от 1 до 3лет. Какие сказки читаем? «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Зайка и Лисица», «Маша и медведь», «Три поросенка», «Царевна лягушка», «Гуси-лебеди», «По щучьему веленью». Русские народные сказки о животных и волшебные сказки.
    На этой стадии либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребёнка, приучаемого к горшку. Именно на этой стадии бушующие формы самоконтроля и саморегуляции личности, берут начало.  Ребёнок встречается со многими запретами, оговариваются первые правила,  нормы поведения, поэтому внешний мир, в роле родителей  выступает перед ним как барьер, который необходимо преодолеть. Ребенок, получает удовольствие от задержания и выталкивания фекалий, ограничение в желаемом удовольствии. Также в данный период Фрейд связывал с производством или созданием продукта собственного труда. Выделенный ребенком стул, доставляет удовольствие, как продукт своего действия. При этом важно, чтобы ребенок мог видеть свой продукт.
 «Курочка Ряба», снесла курочка яичко – опорожнение. «Теремок»,  накопление, когда звери приходят в теремок, медведь разрушитель, раздавил теремок,- вытеснение давление на анус. «Маша и Медведь» - Маша прячется,  в коробе  медведя, задерживание, медведь оставляет короб и убегает, удачное опорожнение.
       Особенности характера формирующиеся на анальной стадии: аккуратность, опрятность, пунктуальность, упрямство, скрытность, агрессивность, накопительство, экономность, собирательство, коллекционирование. Все эти качества - следствие  отношения ребёнка к естественным, телесным процессам, к контролю собственного тела. Требовательное и беспрекословное приручение ребенка к горшку, дальнейшая  причина «фиксации» на анальной стадии, которая при «удержании» формирует анально-удерживающий тип личности        и анально-выталкивающий. Анально-удерживающий взрослый – скуп, упрям, методичен и пунктуален. Некий «правильный робот».                           Анально-выталкивающий взрослый - «разрушитель», импульсивен и беспокоен, имеет садистическую жестокость в поведении.
        Очень тяжело принимать сказку в данном подтексте, неужели читая данные сказки детям в этом возрасте, мы учим их не только  правилам поведения, опрятности, доброте, но и бессознательно  помогаем пройти, очень важную фазу взросления, которая в дальнейшем может повлиять на личность и всю его жизнь. Чем больше я узнаю о сказке, тем  больше она меня заинтересовывает и завораживает своим волшебными свойствами!
Записан

АннЛайнАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Благодарности 3003
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 985

Фаллическая стадия возраст от 3 до 6 лет. Период детской осознанности, ребенок отделен от мамы, он «взрослый», можно сказать      «я-сам», проявление самости. Либидо в области гениталий, первичные сексуальные возбуждения, мысли о маме с папой, что тайного они делают, догадки, исследование собственного тела, наблюдение за анатомическими особенностями тела противоположного пола. Особый интерес к вопросам деторождения, причин половых различий. Период «Эдипова» комплекса и комплекса «Электры».  Самый сказко - читаемый период,  дневное и вечернее засыпание чаще всего происходит со сказкой. Сон, для ребенка это уход от интересного реального мира, в мир без объектов, как  «временная смерть», сказка помогает прожить этот период безболезненно и легче пережить эту потерю. Что читаем: «Красная шапочка», «Дюймовочка», «Золушка», «Аленький цветочек», «Сказка о царе Салтане»,  «Кот в сапогах», «Спящая красавица», «Мальчик с пальчик», «Иван царевич и серы волк» «Бременские музыканты», «Стоптанные туфельки», «Снежная королева», «Дикие лебеди», можно перечислять до бесконечности. На этом периоде происходит идентификация себя с героем, проживание и представление его жизненного пути, сопереживание. «Слушая сказку, ребенок «впитывает» философские смыслы, стили взаимоотношений и модели поведения, потом разыгрывает это с друзьями. Причем, все процессы осмысления протекают на бессознательно-символическом уровне. Многократно проживая события сказки, ребенок косвенно приобретает значимые для себя жизненный опыт». [26,аудио.]     В данных сказках чаще всего присутствует символ мужских половых органов: веретено, меч, сабля, стрела, волшебная палочка, змея. Цветок, кувшинка, пещера, вспоротое брюхо, рождение из цветка – как символ женских гениталий. В данных сказках идет построение отношений  между мужчины и женщины, привязанность, любовь, соединение, брак. Рождение, через вспарывание брюха в «Красной шапочке» и смерть через сон в «Белоснежке», сепарация  в «Мальчике спальчике», невинная, но символичная игра с листочком с дырочкой Эльзой в «Диких Лебедях», противоположность нарциссызму, в «Гадком утенке» все эти действия, которые проживает в своем воображении ребенок, помогают, бессознательно пройти фаллическую стадию, безболезненно  и без фиксации.   Этим самым ребенок получает первичный шаблон отношение между полами и между детьми с родителями. «Отец и мать предстают в образе короля и королевы, императора или императрицы, дети видятся в образе детенышей животных, символ смерти – поездка». [2,с.89.]   Ребенок уже  сам способен оценивать героя, и проживать с ним его горести и победы, выполнять задания, встречаться со страшными героями, проходить рождение и смерть. Я не буду углубляться в психоанализ каждой сказки, он настолько емок и безграничен,  лучше опишу черты личности, которые формируются на данном периоде. Самонаблюдение, самооценка, моральность, рациональное мышление, желание превосходства, чувство собственности, потребность помогать, отношение себя к половому признаку. При фиксации  на фаллической стадии происходит утрирование доминирование мужского и женского поведения с усиленной агрессивностью. Мужчина вырастает некий «самец-Дон Жуан» с великим стремлением превосходства над всеми, что символизирует победу над родителями. Агрессивность поведения и дерзость, несдержанность, не способность к любви и ласке - его личные качества. Женщина,   с фиксацией на фаллической стадии становится, «Настоящей женщиной», с явно выраженным мужскими качествами, властная и  самоуверенная с огромным желание обольстить всех мужчин на Земле. Неразрешённые проблемы Эдипова комплекса – источник невротических тенденций развития и моделей поведения, невротической личности.
Латентный период. Период от 6-7 лет до начала полового возраста. Сексуальное затишье. Латентный период не рассматривают как стадию психосексуального развития, в это время не проявляются новые эрогенные зоны, а сексуальный инстинкт предположительно дремлет. Этот период очень важен, для ребенка, хотя Фрейд не уделял особого вниманию этому периоду. Ребенок идет в школу, происходит знакомство с новым видом деятельности, появляются новые авторитеты - учителя, устанавливаются долгосрочные связи в системе межличностных отношений - друзья, ребенок растет и развивается интеллектуально. В этот период у ребенка много страхов,  они обоснованные и символические. Не просто страх «бабайки», а страх высоты, воды, конкретного человека, страх одиночества или страх сделать, что- то не так, страх смерти.  Одна из самых страшных тем детских сказок – тема рождения и смерти. Чаще всего герой является бессмертным, или наоборот проходит через смерть и возрождается с помощью волшебных предметов или  героев покровителей. Очень часть можно увидеть смерть матери в сказках, когда мать умирает, рождая героя.  Этим самым сказка прорабатывает на символическом уровне значение смерти и рождения для ребенка, возможность данного действия в реальной жизни, происходит первый этап  подготовки инициации, о которой мы поговорим немного позже.
Для данного периода актуальна работа со сказкой, так сказать «страшной», когда благодаря, сказки, ребенок проживает свой страх, сопоставляя себя с выбранным героем, который проходит испытания.  Сказки Пушкина, Братья Грим, Андерсена, Шарь Перо - авторские сказки, эта основа для следующего этапа, подготовки ребенка к периоду взросления и самоактуализации.
Считаю, этот период как самый  благоприятный для работы с детьми, со сказкой. Ребенок уже анализирует сказку, через свое представление о мире и еще не стесняется высказываться, как в подростковом периоде. В данный период, как и в фаллический, продолжают формироваться навыки общения в социуме, взаимоотношение в группе сверстников.  Развивается фантазия и воображение, умение выражать свои мысли, давать характеристику себе и окружающим, встать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон. Это период закрепления сформировавшихся уже качеств личности и первый шаг во взрослую жизнь, период, когда многое можно еще скорректировать и выявить, ребенок впитывает в себя как губка окружающую информации и не утратил способность пластичности.
Записан

АннЛайнАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Благодарности 3003
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 985

Генитальная стадия. С 11-12 лет до 18 лет вступает в генитальную стадию. Формируется взрослый человек. Генитальный тип личности – зрелая личность. Это личность надежна в отношениях, более предрасположена к любви как к нежной привязанности, устойчива к фрустрациям. Данный период можно назвать самым «малосказко - читаемым». Родители уже не читают ребенку сказки, в школьной программе их уже практически нет, а сам взрослый-ребенок еще не дошел, до осмысления, что можно идти со сказкой по жизни. Подростковый возраст - это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности, становления сексуальности и основ будущего взрослого «Я». Это период перехода от ребенка к взрослому, можно много говорить про данный период, но что волнует конкретно нас? Произойдет ли этот переход от ребенка к взрослому или нет. Во – первых,  осуществление нормального перехода в  может быть затруднено, если наблюдаются, в течение генитальной стадии феномены фиксации или регрессии из предыдущих стадий развития со всеми их особенностями. Например, на этом этапе может вновь возникнуть Эдипов комплекс,  который не был завершен и   способствует к гомосексуальности и предпочтительному выбору для общения лиц своего пола. Во – вторых, вырабатываются два новых механизма защиты,  аскетизм и интеллектуализация, которые в дальнейшем могут повлиять на развитие  патологических черт характера ведущих так же к   гомосексуализму и нарциссизму. В - третьих, возможно уже не в рамках теории психоанализа, а именно связи со сказкой, мне помогла понять книга Риммы Ефимкиной «Пробуждение спящей красавицы», о прохождении психологической инициации женщин в волшебных сказках.  Внимание к мужчинам и мужской инициации, в книге тоже описывается, конечно, менее подробно, чем женской, но суть, в другом, я поняла, как все это связано со сказкой. Инициация – это обряд перехода, посвящения, таинства. Периоду данной стадии развития, соответствует пубертатный обряд.
« Пубертатные обряды ( от лат. Pubertas -  половая зрелость, возмужалость, зрелый возраст). Пубертатные  обряды относятся к  категории обрядов жизненного цикла и знаменуют наступление половой зрелости индивида. Как правило, они четко приурочены к проявлением соответствующих биологических признаков.»  [14,с.19.]  То есть ребенку необходимо – умереть в детстве, чтобы родиться взрослым, готовым к новой жизни и больше не завесить от родителей! Этот период очень важен для работы психолога  с детьми повышенной зоной риска, и не только, возможно и всех подростков т.к подтекст смерти и реальная составляющая этой проблемы очень актуальна на данный момент. Проблемы суицида, и работы  по профилактике данной проблемы в контексте  со сказкой, хорошо описывает Н.А. Сакович в книге «Диалоги на Аидовом пороге». Ребенок, проходя данный период успешно, становиться гармоничной личностью способной любить, работать, взаимодействовать в социуме, создать  семью, воспроизвести свое потомство. Застрявшие на данном этапе, остаются навсегда, «подростками» во всех сферах своей личной жизни, или как не странно, заканчивают жизнь, не увидев  в ней дальнейшего смысла. Тут и приходит на помощь сказки «Спящая красавица», «Конек-горбунок», «Жар птица», «Иван Царевич и Серый волк», «Мальчик-с- пальчик», та же «Красная шапочка». Все сказки, в которых родители посылают детей, зачем то в лес, дают задания или если это не родные родители, выгоняют или отстраняют от себя, где герой умирает, но ему помогают ожить и он возвращается в сказку, но уже в новом образе. 
Именно сейчас перечисляя сказки, я вдруг, поняла, что невозможно разделить сказку на периоды жизни ребенка и читать ее только в анальный или  генитальный период. Любая сказка, подвластна, повлиять, на ребенка не зависимо от возраста, ребенок воспримет ее именно в том контексте самостоятельно, на каком этапе взросления он находится. В этом вся прелесть работы со сказкой! Сказка необходима всем, детям и взрослым, которые благодаря просто прочтению, в зоне бессознательного, смогут вернуться в детство, попасть в сказку, стать ее главным героем,  отработать  и закрыть  не пройденный или «застрявший» период своего взросления. Конечно,  эффективней, пройдет работа в паре с психологом - сказкотерапевтом, но это уже совсем другая глава.
Записан

АннЛайнАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Благодарности 3003
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 985

            II глава. Сказка как метод психотерапии в психоанализе.

         2.1 Анализ механизма психологического воздействия сказки.

        Даже ребенку известно, что сказка учит. Учит не бояться сложностей,  учит действовать по совести, делать по правилам, не лениться, в этом аспекте сказка выступает шаблоном, с точки зрения решения человеческих проблем. Можно сказать, дает полный план действий, как нужно делать и что нужно делать, некий  бихевиористический подход модели поведения.  В психоанализе другой подход к сказке, здесь необходимо увидеть проявление либидо и мортидо, Эго, Ид, и СуперЭго.  У Юнга, основа сказки это, разгадка символического  отражения героев и предметов.  Гуманисты рассматривают сказку через инициацию и самрактуализацию. Но идея, какой бы подход мы не рассматривали, остается одной не делимой.  В любом подходе лежит идея,  что преодолевая разнообразные трудности, герой получает возможность изменения - перехода на иной качественный уровень. По сути дела, он преобразуется во взрослого человека. Лишь достижение героем иного облика, дарует сказке счастливый финал. Во всех подходах имеются единые механизмы психического воздействия сказки.
1.   Механизм идентификации.
Идентификация - это понятие было введено З. Фрейдом, но широкое распространилось за рамками психоанализа, в частности - в психологии социальной. Идентификация рассматривается как важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом роли социальной при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании социальных установок.
 По определению К. Юнга, идентификация - это бессознательная проекция какой-либо личностью себя на нечто иное, будь то другая личность, какое-либо дело, местоположение или что-нибудь другое, способное обеспечить или причину, или способ существования. В русских народных сказках главным героем, как правило, является младший из трех братьев, дурак, падчерица, т. е. герой, чем-либо обделенный и вызывающий сочувствие и сопереживание читателя. Ребенку легче отождествить себя с неумелым, внешне неприглядным персонажем, чем с сильным и уверенным в себе героем. Ребенок может без труда занять позицию героя произведения, пытаться преодолеть стоящие на его пути препятствия. Малышу легче понимать смысл сказки, если он может опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Именно поэтому первые детские книжки должны быть с картинками.
      2. Освоение морально-этических норм поведения.
  Часто в детских играх можно услышать: «я  буду с мечом, как  Иван – царевич, или я  в туфельках как у Золушки». Не смотря, на то,  что ребенок проговаривает присущей данному персонажу предмет он еще и ведет, себя как герой, усваивая морально – этические формы поведения. Высоко держит палку и смело размахивает ей, или нежно приподнимает платьице, шагая по ступенькам. Мужчина – защитник, женщина – скромна, робка и мила.  В русских народных сказках женский образ наполняется такими качествами, как трудолюбие, домовитость, скромность, терпение в сказках «Рукодельница», «Марья-искусница». Сказки наполнены ситуациями морального выбора. Благодаря сказке ребенок понимает, что есть добро и что есть зло. В дошкольный период очень важно, сформулировать понятия, что  плохой герой совершает отрицательные поступки,  хороший - добрые.
3. Решение эмоционально-личностных проблем ребенка через снятие их уникальности.
      В сказке есть разные герои и своей смысловой нагрузке, по характеру поведения и способам преодолению поставленных перед ними трудностями.  Персонажи сказок подвергаются испытаниям, они не всегда успешны в своих действиях, что позволяет ребенку прожить эти ситуации вместе с ними. Формируется «не боязнь» к действию, возможность ошибаться и это не страшно, это исправимо.
4. Получение нового опыта через сказку.
               Сказка предлагает ребенку различные модели поведения. В результате прослушивания, прочтения или драматизации сказки ребенок строит внутренние модели внешнего мира. Через сказку он приобретает качества, необходимые для решения трудных ситуаций. В каждой сказке заложено противоречие, столкновение доброго и злого начала. Выход из ситуации зависит от использования различных ресурсов.
5. Катарсис и снятие психоэмоционального напряжения.
           Сказочные сюжеты представляют метафоры смутных чувств, живущих в душе ребенка, которые не поддаются эмоциональному выражению. Снятие эмоционального напряжения происходит в следующей последовательности: нарастание напряжения, его пик, расслабление. Сюжет многих сказок построен в этой же логике: встреча с противником, борьба, победа героя. Примерами таких сказок являются «Лягушка-царевна», «Кащей Бессмертный», «Змей-Горыныч».
6. Решение задач возраста посредством сказки.
        Каждый возраст имеет свою психологическую задачу.  Именно поэтому для каждого возраста свои сказки. Этот раздел перекликается с предыдущим, выделим в нем основное, что не рассмотрели в прошлом разделе. В 2-3 года на оральной стадии развития - стремление к аутоэротическому наслаждению на фоне страха деструктивных влечений отражается в особенностях сказочных сюжетов «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба». В возрасте 4-5 лет при преодолении родительских запретов решаются бессознательные конфликты, попадания в экстремальные ситуации и выход из них. Победа достигается благодаря уму и хитрости главной героини «Маша и Медведь», содействию помощников «Гуси-лебеди», помощи со стороны родителей «Волк и семеро козлят». Эти сказки формируют у ребенка чувство уверенности в себе, доверие к родителям, умение разрешать трудные жизненные ситуации.
Психологические механизмы воздействия сказки на личность младшего школьника имеют следующие особенности:
- сказка активно воздействует на эмоционально-образный потенциал личности;
- через сказку происходит усвоение детьми особенностей этнической культуры, приобщение к историческому опыту своего народа;
- в ходе работы со сказкой ребенок получает эмоциональный опыт предшествующих поколений, который стимулирует освоение новых форм поведения;
- сказка способствует повышению уверенности ребенка в себе и в своем будущем, дает ему чувство психологической защищенности. Что бы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо;
Записан

АннЛайнАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Благодарности 3003
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 985

III глава. Сказка в контексте транзактного анализа (в сравнении с психоанализом)

        Со сказкой человек знакомиться с самого раннего детства, сказка сопровождает нас на протяжении всей жизни. Можно сказать, что в детстве мы слушаем сказку, мы активные слушатели.  Когда становимся родителями, вспоминая сказки, которые слушали в детстве, мы  становимся активными  рассказчиками, а в роле бабушек и дедушек, через призму опыта и мудрости, сказка сочиняются заново, тут  – мы активные сказочники.  Человек проходит, через все этапы взросления  и развития личности со сказкой по жизни. Однако, мы не ограничены временными и ролевыми рамками, на любом из этапов, можно  почувствовать себя мудрым и опытным, взять и сочинить  сказку. И не важно, на каком этапе мы находимся, на этапе слушателя или рассказчика, важно то, что у нас есть сказка, и мы ей можем поделиться со всеми, кто готов ее услышать. В этом и скрыт «таинственный круговорот» человека в сказке,  или сказки в человеке?! Не зависимо от своей роли и возраста все этапы слушателя, рассказчика и сказочника будут пройдены.  Эти строки я написала самыми первыми в первой главе, когда начала писать курсовую работу,  и только сейчас, я их перенесла в данный раздел, увидев в них созвучие с трансактным анализом Эрика Берна.
Э. Берн создал популярную концепцию, корни которой уходят в психоанализ. Однако концепция Берна вобрала в себя идеи и понятия как психодинамического, так и бихевиориального подхода, сделав акцент на определении и выявлении когнитивных схем поведения, которые программируют взаимодействие личности с собой и другими. Структура личности, по Берну, характеризуется наличием трех состояний "Я", или "эго-состояний": "Родитель", "Ребенок", "Взрослый".
"Родитель" - "эго-состояние" функция совести. "Родитель" - это информация, полученная в детстве от родителей и других авторитетных лиц: правила поведения, социальные нормы, запреты, нормы того, как можно или должно вести себя в той или иной ситуации. Есть два основных родительских влияния на человека: прямое, которое проводится под девизом: "Делай как я!" и косвенное, которое реализуется под девизом: "Делай не как я делаю, а как я велю делать!".
"Ребенок" -: "Я хочу"; "Я боюсь"; "Я ненавижу"; "Какое мне дело". Эмотивное начало в человеке, которое проявляется в двух видах:
"Естественный ребенок" - предполагает все импульсы, присущие ребенку: доверчивость, непосредственность, увлеченность, изобретательность; придает человеку обаяние и теплоту. Но при этом он капризен, обидчив, легкомыслен, эгоцентричен, упрям и агрессивен.
"Адаптированный ребенок" - предполагает поведение, соответствующее ожиданиям и требованиям родителей. Для "адаптированного ребенка" характерна повышенная конформность, неуверенность, робость, стыдливость. Разновидностью "адаптированного ребенка" является "бунтующий" против родителей "Ребенок".
«Взрослый»   "Я-состояние" - способность человека объективно оценивать действительность по информации, полученной в результате собственного опыта и на основе этого принимать независимые, адекватные ситуации, решения. Взрослое состояние способно развиваться в течение всей жизни человека. Человек с преобладающим состоянием "Взрослого" является рациональным, объективным, способным осуществлять наиболее адаптивное поведение. Если "Взрослое" состояние блокировано и не функционирует, то такой человек живет в прошлом, он не способен осознать изменяющийся мир и его поведение колеблется между поведением "Ребенка" и "Родителя".
 Если "Родитель" - это преподанная концепция жизни, "Ребенок" - концепция жизни через чувства, то "Взрослый" - это концепция жизни через мышление, основанная на сборе и обработке информации. "Взрослый" у Берна играет роль арбитра между "Родителем" и "Ребенком".
Берн считал, что сказки, которые нам читали в детстве, оказывают заметное влияние на нашу дальнейшую судьбу. Именно одна из них может, на всю жизнь засесть  в подсознании человека —  да так прочно, что становится основой его собственного жизненного сценария. И он только тем и занимается, что, сам того не замечая, претворяет в жизнь излюбленную стратегию одного из героев.
Сценарий - это постоянно действующий жизненный план, созданный в детстве под воздействием родителей. Это психологическая сила, подталкивающая человека к его судьбе, независимо от того сопротивляется он или  подчиняется добровольно. [17,с.45.] Как же родители могут, рисовать нам наш сценарий? Естественно через, сказки, которые они нам читали. А что же читают родители детям, когда те, еще не владеют правом выбора книжки?  То, что любили сами в детстве, то, что в их представление позволит, нам вырасти очень хорошим и послушным, и более успешными, чем они. Одинокая женщина,  бессознательно будет читать дочке «Золушку», и мечтать о том, что ее дочь выйдет замуж обязательно за принца, читая, она проживает свои переживания и не оставляет надежду  и возможность реализовать и свой сценарий по данному типу. Уже папа, но  все еще ребенок для своей мамы, выберет «Мальчик-с-пальчика» или «Смбада Морехода», чтобы пройти сепарацию с матерью и отдалиться от нее хоть на мгновение.
Нам кажется, что, сколько людей столько и  жизней, сколько  жизней, столько и сказок, но нет. Если проводить анализ по методу Берна, все наши жизни имеют одни и те же истории,  и зная, начало данной истории легко прогнозировать развязку и «счастливый» конец. Читая Берна, я встретила фразу «Сценарный аналитик», она созвучна мне со словом сказочник. Психотерапевт, «помогает» человеку поменять сценарий, или отойти от него, этим самым переписать свою сказку жизни, или стать персонажем вашего сценария, войти в мир вашей сказки, разрушить все и выпустить пациента в реальный мир без сценария, тут кроется опасность, готовность пациента в данном исходе. Очень запомнились слова из книги:  «...с его стороны  для этого требуются огромное  усилие и большое мастерство. Он должен завоевать полное доверие Ребенка пациента, поскольку успех зависит исключительно от того, будет ли Ребенок доверять ему больше чем родителю, продиктовавшему сценарий» [17,с.456.] В заключении, хочу привести сокращенное определение, в котором лежит весь смысл данного анализа.
ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ — теория личности и система психотерапии направленной на рост и изменение личности. Главная цель Трансактного анализа, как психотерапии состоит в том, чтобы у клиента сформировалась адаптивная, зрелая и реалистическая установка на жизнь, т. е., в терминах Берна, чтобы «взрослое эго получило гегемонию над импульсивным ребенком».
ТРАНСАКЦИЯ (англ. transaction — сделка, урегулирование спора путем соглашения сторон) — единица коммуникативного процесса (социального взаимодействия), состоящая из коммуникативного стимула и коммуникативной реакции. Основное понятие трансактного анализа. [25,с.498.]
«Соглашение сторон» -  соглашение трех сторон своего Я- Ребенка, Родителя и Взрослого, гармонию данного  соглашения очень хорошо прослеживать, разбирать и анализировать на примерах сказки. В развитии сказочного сценария, когда Иван дурак, в одной сказке в одном сценарии, проходит все этапы, взросления и изменения  и становиться Иваном Царевичем. Или застревает на одном из этапов, и остается Ребенком, не смотря на счастливый конец, так и не сформировав зрелую и реалистическую установку на жизнь.
Записан

АннЛайнАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Благодарности 3003
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 985

Работа со сказкой в трансактом анализе,  дает более реалистичную картину для пациента, нежели в психоанализе, когда в сказке мы пытаемся трактовать символы, что очень часто приводит пациентов не недоумению и не пониманию данного процесса. Человеку на первых этапах знакомства со сказкой в психотерапии, ближе бихивеорискический подход к анализу сказки. Стимул - реакция, я - сделал, что из этого я получу, данный подход присутствует в трансактном анализе. В дальнейшем, разобрав природу  стимулов и реакций, целесообразно подходить  уже к трактовке бессознательных импульсов и реакций на сказку. При трасакном анализе не требуется длительной терапии, для достижения инсайта, как в психоанализе. Что способствует скорейшему осмыслению и выздоровлению, пациента, и не затягиванию и «обрастанию», новыми переживаниями и новыми сценариями.  Терапия сказкой, несет в себе множество направлений и  подходов, которые необходимо изучить, анализировать, опробовать на себе, собирать симбиоз и разрабатывать свои методы и пути работы со сказкой, для каждого из пациентов он будет индивидуален и неповторим, что хорошо одному, другому может нанести вред, третьему вовсе не будет интересно и актуально.
                                    Заключение.
Теоретический анализ литературы, посвященный сказке контексте психоанализа, показал следующее,
Сочиняя сказку, клиент проживает свою жизнь, или отрезок жизни заново. Он возвращает круг событий, которые волновали его, травмировали, вспоминает цепочку воспоминаний, соотносит ее со сказкой, себя с героями, «перелистывает» сказку через себя, затем рассказывает, и проживает ее заново, т.е. переписывает свой сценарий жизни.  Этим самым, можно очистить свое воспоминание и «обмануть» Мир, позволить забыть волнующее прошлое, и прожить его в радостном, разрешенным себе  настоящим. Мы все знаем, как любим, ворошить свое прошлое, капаться в своем старом сундуке обид, раскладывая и сортируя их, ничего не выбрасывая, копя непосильный груз ненужного прошлого.
Цель работы достигнута. Задачи, стоящие в начале исследования, выполнены.

Список используемой литературы
1.   Фрейд З. О клиническом психоанализе. Избранные сочинения. –М.: Медицина, 1991.
2.   Фромм Э. Забытый язык. Введение в науку понимания снов, сказок и мифов. Астрель. – М., 2010.
3.   Ханс Дикман «Юнгианский анализ волшебных сказок» – СПб.: Академический проект, 2000.
4.   Мария-Луиза фон Франц Феномены тени и зла в волшебных      сказках. –М.: Независимая фирма «Класс», 2010
5.   Мария-Луиза фон Франц Психология сказки – М.: Ювента, 1996.
6.   Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия . – М.: Эксмо-пресс, 2005.
7.   Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. – СПб.:Речь, 2010.
8.   Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказкой. – СПб.:Речь, 2010
9.   Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Развивающая сказкотерапия. СПб.:Речь, 2006
10.   Хьелл Л. Теории личности.– 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007
11.      Народные русские сказки. Из сборника А.Н. Афанасьева. – М..: Правда, 1982
12.   ОбуховЯ.Л.: Символдрама и современный психоанализ. Сборник статей. – Харьков: Регион-информ, 1999
13.   Коголакоголоу К. Сказочный проективный тест. – М.: Когнито-Центр, 2003
14.   Ефимкина Р.П. Пробуждение спящей красавицы. – СПб.:Речь, 2006
15.   Сакович Н.А. Диалоги на аидовом пороге. Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков. – М.: Генезис 2012
16.   Защиринская О.В.Сказка в гостях у психолога . – СПб.: Издательство ДНК, 2001
17.   Берн Э. Люди, которые играют в игры. – М.: Эксмо, 2013.
18.   Сибилл Биркхойзер – Оэри  Мать. Архитепический образ в волшебной сказке. [ электронный ресурс ] URL: http:// http://modernlib.ru/books/birkhoyzeroeri_sibill/mat_arhetipicheskiy_obraz_v_volshebnoy_skazke/read/ (дата обращения 18.02.2014)
19.   Замановская Е. В. Современный психоанализ. Теория и практика. [ электронный ресурс ] URL: http:// http://coollib.net/b/266281/read  (дата обращения 18.02.2014)
20.     Логинова О.Л. Сказкотерапия в работе с детьми и взрослыми               [ электронный ресурс ] URL:http://http://olga2901l.narod.ru/skazkoterap.html (дата обращения 18.02.2014)
21.   Мария-Луиза фон Франц Психология сказки. [ электронный ресурс ] URL:http://http://4itaem.com/book/psihologiya_skazki_tolkovanie_volshebnyih_skazok-185541(дата обращения 18.02.2014)
22.    Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия.  [ электронный ресурс ] URL:http:// http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=1446 (дата обращения 18.02.2014)
23.   Пропп В.Я. Морфология сказки .[ электронный ресурс ] URL:http:// http://feb-web.ru/feb/skazki/critics/pms/pms-001-.htm(дата обращения 18.02.2014)
24.    Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.   http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/220006
25.   Мещеряков Б.Г. Зинченко В.П. Большой психологический словарь.   [ электронный ресурс ] URL:http:// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/01.php
26.   К.Юнг Человек и его символы. Аудиокнига.
     
Записан